ExecutableBP: различия между версиями
Строка 52: | Строка 52: | ||
* обработка события. | * обработка события. | ||
'''Маршрутных узлов''' имеем | '''Маршрутных узлов''' имеем 7: | ||
* стартовый узел (начало) | * стартовый узел (начало) | ||
* окончание | * окончание |
Версия 15:48, 25 сентября 2023
Исполняемые бизнес-процессы и административные регламенты
В данном методическом пособии мы будем рассматривать термины бизнес-процесс и административный регламент как синонимы. Традиционно термин бизнес-процесс используется в случае промышленного предприятия, а административный регламент – государственной организации.
Для бизнес-процессов (административных регламентов), которые могут быть исполнены в компьютерной среде, необходимо дать строгое определение, такое, которое легко можно перевести в представление, понимаемое компьютером. Для такого определения удобно использовать математические понятия.
Дадим определение исполняемого бизнес-процесса, основу которого составляют идеи С. Яблонского и С. Бусcлера [6].
Исполняемый бизнес-процесс определяется при помощи задания следующих перспектив (точек зрения или слоев/уровней рассмотрения):
- перспектива потока управления / схема бизнес-процесса (control-flow perspective)
- перспектива данных / переменные бизнес-процесса (data perspective)
- перспектива ресурсов / роли и исполнители (resource perspective)
- перспектива операций / действия исполнителей на основе наглядных форм (operational perspective).
Исполняемый бизнес-процесс можно запускать в вычислительной среде, используя соответствующее программное обеспечение. Таким образом, создаются выполняющиеся экземпляры бизнес-процесса. Отличия определения бизнес-процесса от экземпляра бизнес-процесса соответствуют отличию типа переменной или объекта от экземпляра переменной или объекта традиционного языка программирования. То есть - определение бизнес-процесса содержит схему бизнес-процесса, типы переменных, названия ролей.
В выполняющемся экземпляре бизнес-процесса присутствуют дополнительные харатеристики, отсутствующие в его определении:
- на схеме находятся перемещающиеся точки управления
- переменные, типы которых заданы в определении бизнес-процесса, содержат конкретные значения
- на роли назначаются конкретные исполнители заданий.
Рассмотрим более подробно уровни определения исполнимого бизнес-процесса.
Перспектива потока управления. Схема бизнес-процесса
Пример разработки схемы
Перспектива потока управления представляет собой схему бизнес-процесса. Схема бизнес-процесса состоит из направленного графа и, возможно, дополнительных конструкций (их описание дано ниже). Направленный граф образован узлами бизнес-процесса, соединёнными направленными связями (возможными переходами). По переходам перемещаются точки управления (указатели на активные узлы процесса), в соответствии с правилами, прописанными в маршрутных узлах.
Узлы бизнес-процесса могут быть трех типов:
- узлы-шаги бизнес-процесса (далее "шаги процесса")
- маршрутные узлы
- комбинированные узлы, представляющие собой слияние шага процесса с одним или несколькими последующими маршрутными узлами.
Шаги процесса:
- узел-действие
- узел-мультидействие
- узел-задача сценария
- узел-ожидание (узел-таймер)
- узел-подпроцесс
- узел подпроцесс-композиция
- узел-мультиподпроцесс
- генерация события
- обработка события.
Маршрутных узлов имеем 7:
- стартовый узел (начало)
- окончание
- завершение потока управления
- исключающий шлюз
- параллельный шлюз
- шлюз на основе событий
- бизнес-правило.
Согласно свойствам маршрутного узла, в нём может происходить:
- появление точек управления
- удаление их
- их разветвление-слияние
- направление точки управления по одному из множества исходящих переходов на основании прописанных в маршрутном узле правил.
В выполняющемся бизнес-процессе одновременно может продвигаться несколько точек управления. В соответствии с бизнес-логикой процесса точка управления в маршрутном узле может разделиться на несколько точек управления. Также точки управления могут ждать друг друга в определенном маршрутном узле и в результате слиться в одну точку управления.
По мере развития теории СУБПиАР в поздних спецификациях определение схемы бизнес-процесса было расширено весьма удобными и полезными элементами:
- Были добавлены комбинированные узлы, представляющие собой слияние шага процесса с одним или несколькими маршрутными узлами. Например, при слиянии узла-действия с находящимся за ним маршрутным узлом, осуществляющим выбор одного из нескольких возможных направлений, в схему помещается только узел-действие и прямо к нему присоединяются переходы, которые должны выходить из маршрутного узла.
- Комбинированные узлы (скомбинированные с последующими маршрутными узлами) могут быть построены только на базе:
- узла-действия
- узла-мультидействия.
Теоретически комбинированным узлом в новой спецификации является и стартовый узел, представляющий собой слияние классического стартового узла и узла-действия. В результате появилась возможность привязать к стартовому узлу форму работы с данными. Внешний вид его от этого никак не изменился, но этим удалось повысить компактность графа процесса.- В среде разработки RunaWFE реализовано также комбинирование некоторых видов шагов процесса с таймером.
- Комбинированные узлы (скомбинированные с последующими маршрутными узлами) могут быть построены только на базе:
- Были добавлены дополнительные конструкции (далее – "дополнительные конструкции"), элементы которых не являются элементами графа (и не могут быть шагами процесса соответственно):
- События и области с прерыванием, объемлющие шаги бизнес-процесса. При нахождении точки управления внутри области с прерыванием может произойти событие (клиент может передумать делать заказ, в процессе выполнения договора могут возникнуть форс-мажорные обстоятельства и т.п.). В этом случае точка управления может из любого находящегося внутри области узла сразу переместиться в присоединенный к области маршрутный узел и уже из него продолжить движение по присоединенному к нему переходу. Также переходы могут пересекать эти элементы.
- Хранилище данных.
- Были добавлены узлы, соответствующие шагу процесса, но не являющиеся узлами-действиями:
- узлы-ожидания (узлы-таймеры), в которых не дается заданий исполнителям процесса; СУБПиАР просто ожидает в этих узлах наступления определенного события, после которого точка управления идет дальше
- узлы-подпроцессы, узлы подпроцессы-композиции, узлы-мультиподпроцессы, для которых не может быть определен конкретный исполнитель; в этих узлах СУБПиАР запускает другой бизнес-процесс в качестве подпроцесса текущего процесса и передает ему соответствующие данные.
Поясним поведение наиболее часто используемых в бизнес-процессах узлов, а также приведем их графические изображения в соответствии с нотацией BPMN:
Узел «Начало» относится к маршрутным узлам и соответствует точке начала исполнения бизнес-процесса. У него нет входящих переходов и есть только один исходящий переход. В момент запуска экземпляра бизнес-процесса в узел-начало помещается точка управления, которая тут же выходит из него по исходящему переходу. В бизнес-процессе должен существовать единственный узел «Начало». Обозначается он «тонкой» окружностью (Рис.2.01,а).
Узел «Завершение потока» относится к маршрутным узлам и должен иметь один или более входящих переходов и ни одного исходящего. При попадании какой-либо точки управления в этот узел она удаляется. Экземпляр бизнес-процесса, в котором не осталось ни одной точки управления, считается завершившимся. Может существовать несколько узлов «Завершение потока», но, если в бизнес-процессе отсутствует узел «Окончание», то обязательно должен быть хотя бы один такой узел. Обозначается он «жирной» окружностью (Рис.2.01,б).
Узел «Окончание» относится к маршрутным узлам и соответствует точке окончания исполнения экземпляра бизнес-процесса. Узел-окончание должен иметь один или более входящих переходов и ни одного исходящего перехода. При попадании управления в узел-окончание останавливаются все потоки этого экземпляра процесса, а также все его синхронные подпроцессы (то есть удаляются абсолютно все точки управления этого экземпляра бизнес-процесса). В бизнес-процессе может существовать несколько узлов «Окончание». Однако этот узел не обязателен, если в бизнес-процессе существует хотя бы один узел-завершения потока. Обозначается узел «Окончание» черным кругом внутри тонкой окружности (Рис.2.01,в).
Узел «Действие» относится к шагам процесса и генерирует задание исполнителю. Обозначается он прямоугольником со скругленными углами, в центре которого пишется имя узла (Рис.2.01,г) и имеет один входящий и один исходящий переходы.
После выполнения исполнителем задания точка управления движется по исходящему переходу к следующему узлу процесса.
Узел «Исключающий шлюз» относится к маршрутным узлам и может иметь несколько входящих и несколько исходящих переходов. Для каждой пришедшей в него точки управления на основании заложенных в узел условий определяется, по какому из исходящих переходов она будет перемещена далее. Обозначается он ромбом, в котором изображен «крестик» (Рис.2.02,а).
Узел «Параллельный шлюз» относится к маршрутным узлам и может иметь несколько входящих и несколько исходящих переходов. Для каждого входящего перехода пришедшая по нему в параллельный шлюз точка управления ставится в очередь. Если для всех входящих переходов их очереди заполнены хотя бы одной точкой управления, то все точки управления, находящиеся на первой позиции очереди каждого входящего перехода, удаляются, а на каждом исходящем ребре генерируется точка управления. Обозначается «Параллельный шлюз» ромбом, в котором изображен «плюс» (Рис.2.02,б).
Перспектива данных. Переменные бизнес-процесса
Переменные бизнес-процесса
Перспектива данных соответствует набору внутренних переменных бизнес-процесса. Переменные бизнес-процесса могут являться входящими и исходящими параметрами при взаимодействии СУБПиАР с информационными системами предприятия. При помощи переменных происходит обмен информацией между шагами процесса и, как следствие, между внешними информационными системами, т.е. бизнес-процесс может переносить информацию в корпоративной информационной среде между разнородными информационными системами. Переменные бизнес-процесса также используются при выборе конкретного внутреннего перемещения точки управления между узлами по какому-либо из возможных переходов.
Перспектива ресурсов. Роли участников бизнес-процесса. Исполнители заданий
Роли и исполнители
Перспективе ресурсов бизнес-процесса соответствует набор исполнителей, которые могут выполнять его узлы-действия. Исполнителями могут быть как сотрудники предприятия, так и информационные системы или специализированные устройства.
В бизнес-процессе производится связывание узлов-действий с исполнителями заданий при помощи ролей. При разработке бизнес-процесса создается роль и ставится в соответствие определенным узлам-действиям. Во время выполнения бизнес-процесса ролям назначаются конкретные исполнители. Здесь можно провести аналогию с театральным спектаклем: в процессе написании сценария определяются используемые в спектакле роли. Потом, при постановке в конкретном театре, на роли назначаются актеры – исполнители ролей. Например, роль может называться «Эдмон Дантес», а исполнителем быть – заслуженный артист Петров. В узле-действии бизнес-процесса может быть сразу несколько возможных исполнителей роли.
В бизнес-процессе также могут быть различные правила выполнения заданий. Например, бизнес-процесс может послать задание на выполнение всем членам некоторой группы пользователей, а выполнять это задание будет первый пользователь, взявший задание на выполнение. У остальных же членов группы это задание будет отозвано.
Существует также назначение ролей по отношению, что упрощает воспроизводитm связи/иерархию между определёнными исполнителями.
Данная перспектива плотно связанна с организационной моделью и моделью информационных систем предприятия.
Перспектива операций. Действия в рамках одного узла схемы бизнес-процесса
Задания пользователей
Перспективе операций бизнес-процесса соответствует список элементарных действий, совершаемых исполнителями в рамках узла-действия.
Для сотрудника предприятия это будет набор операций, фиксируемый в визуальной форме, доступной ему на этапе исполнения шага. Для информационных систем предприятия — набор запросов или транзакций, позволяющих манипулировать данными через специальные интерфейсы.