Newspage26

Материал из RunaWFE
Версия от 09:24, 1 декабря 2022; Samonachova (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Landing}}<html> <section> <div class="container"> <div class="row"> <div class="span12" style="padding-top:0; padding-bottom:20px; border-bottom: #5229...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Процессный подход к автоматизации

Опубликована в издательстве "Открытые системы"

27.11.2022 | Андрей Михеев, Марина Медведева

Половина рабочего времени персонала в компаниях, бизнес которых состоит из заранее известных многократно повторяющихся цепочек действий, обычно тратится на выполнение рутинных процедур взаимодействия сотрудников и обмена данными. Как сократить это время?


Автоматизация предприятия на основе процессного подхода позволяет освободить сотрудников от выполнения рутинных операций, повысить скорость взаимодействия внутри компании, а также обеспечить оперативную перестройку бизнес-процессов в унисон текущей турбулентности в экономике.

Деятельность большинства предприятий может быть представлена в виде множества выполняющихся экземпляров бизнес-процессов, содержащих графическую схему процесса: набор узлов, соединенных между собой переходами; имена и типы переменных; названия ролей; графические формы для работы исполнителей заданий. Бизнес-процессы можно запускать на исполнение, создавая выполняющиеся экземпляры, в которых на схеме бизнес-процесса по переходам перемещаются точки управления, переменные содержат конкретные значения, а на роли назначены исполнители. В некоторых узлах экземпляра бизнес-процесса при переходе в них точки управления генерируются задания, которые направляются на выполнение сотрудникам предприятия и/или другим информационным системам. Схемы бизнес-процессов составляются так, чтобы задания исполнялись скоординированно и в нужном порядке. Для контроля просроченных заданий используется элемент «таймер», который может быть настроен как на абсолютную, так и на относительную дату.

Задача современных систем управления бизнес-процессами (BPMS) — исполнение бизнес-процессов в информационной среде предприятия. BPMS можно сравнить с конвейером, перенесенным с производства в офис и позволяющим сотруднику компании выполнять поступающие задачи, не отвлекаясь на получение необходимой для выполнения задания информации и передачу результатов своего труда другим работникам, а также на изучение должностных инструкций — все необходимое выводится на экран при указании на задание. Таким образом, в офисной деятельности можно получить такие же преимущества, как и на производственном предприятии при применении конвейера, работа которого, в случае офиса, описывается с помощью нотации BPMN [1] — стандарта «де-факто» для BPMS, что позволяет пользователям быстро разбираться в различных системах, поддерживающих один и тот же стандарт, и уменьшить зависимость от вендора. BPMN-схемы бизнес-процессов представляют собой понимаемое человеком графическое описание соответствующей функциональности, причем их не требуется переводить в программный код, поэтому затраты на аналитическую деятельность, в случае использования BPMN при автоматизации деятельности предприятия, будут примерно такими же, как при традиционной автоматизации, а затраты на программирование — существенно ниже.

Конечно, традиционные системы автоматизации документооборота также повышают производительность труда сотрудников «офисных» компаний, но подобные системы основываются не на схемах бизнес-процессов с перемещающимися точками управления, а на связанных с документами статусах и правилах их изменения. Статусами удобно пользоваться, пока их немного и каждый имеет небольшое число возможных состояний. При усложнении логики работы с документами оказывается, что кроме текущего «мгновенного» состояния выполняемых работ (значений статусов) управленцам надо понимать и помнить, что было раньше, — требуется хранить предыдущие события, а это порождает громоздкую структуру, с которой неудобно работать. Современные системы документооборота постепенно переходят от статусов к схемам бизнес-процессов и сближаются с BPMS. BPMN

Вместо принятого в системах документооборота набора статусов, BPMN использует общую конструкцию — схему бизнес-процесса, состоящую из узлов и переходов, и набор точек управления (иногда их называют токенами), находящихся в узлах этой схемы. По переходам точки управления могут перемещаться из одних узлов в другие. Нотация BPMN применяется для графического изображения — как схем исполняемых бизнес-процессов, так и некоторых видов бизнес-процессов для аналитического моделирования.

Основные виды графических элементы нотации (рис. 1): элементы управления (Flow Objects): шаги (Activities), шлюзы (Gateways), события (Events); соединяющие линии (ConnectingObjects); роли-дорожки (Swimlanes).

Рис. 1. Элементы BPMN



К списку новостей

Система управления бизнес-процессами и административными регламентами
+7(901)719-87-84, info@runawfe.ru, ООО "Процессные технологии" ©, 2024