TrainingMaterialsCloud Documents

Материал из RunaWFE
Перейти к навигации Перейти к поиску

RunaWFE Онлайн. Практикум. Работа с MS Word и MS Excel документами

Версия 4.6.0

© 2015-2025, ООО "Процессные технологии"


Введение

Для автоматизации процессного управления предприятием разработан специальный класс компьютерных систем – системы управления бизнес-процессами и административными регламентами (далее СУБПиАР). Основная задача таких систем - раздавать задания исполнителям и контролировать их выполнение. Последовательность заданий определяется схемой бизнес-процесса, которую можно разработать и в дальнейшем быстро модифицировать при помощи среды разработки.

В разделе "Практикум. Вводное занятие" были рассмотрены исполнимые бизнес-процессы и административные регламенты, дано определение исполнимого бизнес-процесса, основанное на четырех перспективах. Также в первой части практикума было дано описание основных элементов систем управления бизнес-процессами и административными регламентами на примере свободного ПО с открытым кодом RunaWFE Free, показано, как установить систему и приведено вводное занятие, в котором объяснены базовые операции, позволяющие разрабатывать и исполнять бизнес-процессы.

В разделе "Практикум. Перспективы исполнимых бизнес-процессов" приведено описание четырех практических занятий, посвященных изучению четырех перспектив исполнимого бизнес-процесса:

 • перспектива потока управления (control-flow perspective)
 • перспектива ресурсов (resource perspective)
 • перспектива данных (data perspective)
 • перспектива операций (operational perspective)

Разделы практикума "Вводное занятие" и "Перспективы исполнимых бизнес-процессов" можно найти на сайте проекта RunaWFE Free в разделе Учебные материалы по процессному управлению.

В данном разделе практикума рассмотрена и объяснена работа с MS Word и MS Excel документами, приведено описание самостоятельного занятия.


Практическое занятие "Работа с Word-документами"

Цель занятия Целью занятия является изучение работы с Word-документами.

Порядок выполнения работы

1. Запустите среду разработки Создайте новый проект - Занятие 5 Создайте новый бизнес-процесс "Пример 05-1". Используйте следующие элементы для создания бизнес-процесса в соответствии с Рисунком 2.01:

 • Начало
 • Задача сценария
 • Действие
 • Параллельный шлюз
 • Исключающий шлюз
 • Подпроцесс
Рисунок 2.01. Схема бизнес процесса "Пример 05-1"

Замечание: Для узлов типа "Задача сценария" используйте компактный вид. Для этого щёлкните на элементе правой клавишей мыши и выберите пункт "Опции/Компактный вид" (Рис.2.02), после чего элемент примет вид, изображенный на Рисунке 2.01. Используйте данную опцию для всех 4 узлов-сценариев.

Рисунок 2.02. Компактный вид для задач сценариев

Создайте роли:

 • Руководитель
 • Сотрудник
 • Отдел кадров
 • Директор
 • Бухгалтер
 • Word бот

Далее выберите для узлов роли в соответствии с рисунком 2.01.

Замечание. Роль "Руководитель" инициализируется в стартовом узле бизнес-процесса сотрудником, запустившим этот экземпляр бизнес-процесса.

2. Войдите в систему Runa-WEB под пользователем Administrator (стандартный пароль - wf).

3. Создайте в системе Runa-WEB отношение "Руководитель" (См. пример создания отношения в пунктах 10-11 раздела "Практическое занятие "Изучение перспективы ресурсов", рис. 3.5, 3.6).

Откройте отношение "Руководитель" и создайте пару "Паучков"-"Сверчков" (Рис.2.03).

Рисунок 2.03. Отношение Руководитель

Таким образом, Паучков является руководителем Сверчкова.

4. Создайте группы o Отдел кадров o Бухгалтеры (см. Вводное занятие. [выполнения работы] Пункт 5, рис. 5.6) 5. Инициализирйте роли "Директор", "Отдел кадров" и "Бухгалтер" с помощью соответствующих групп (директор, отдел кадров, бухгалтеры) Для этого вернитесь в среду разработки к разрабатываемому процессу, перейдите на вкладку Роли, выделите роль и нажмите на "Изменить". Используйте инициализацию с помощью групп wf (подробнее см. Практическое занятие "Изучение перспективы операций", Порядок выполнения работы, Пункт 13, рис. 5.13-5.14) 6. Создайте переменные в соответствии с рисунком 2.4