Знакомство с bpmn: различия между версиями
м |
|||
Строка 10: | Строка 10: | ||
==== События ==== | ==== События ==== | ||
'''Стартовые узлы''' | '''Стартовые узлы''' | ||
*без события (может быть только 1 в процессе) | |||
*без события | |||
*старт по событию | *старт по событию | ||
**таймеру | **таймеру | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
**сообщению | **сообщению | ||
**отмене | **отмене | ||
**ошибке | **ошибке | ||
[[Файл:Bpmn-el-start.png|мини|альт=Стартовые узлы с событиями и без|Стартовые узлы с событиями и без]] | |||
[[Файл:Bpmn-el-events.png|мини|альт=Генерация и обработка промежуточных событий|Генерация и обработка промежуточных событий]] | |||
'''События промежуточные''' | '''События промежуточные''' | ||
Строка 29: | Строка 37: | ||
*отмена | *отмена | ||
*ошибка | *ошибка | ||
[[Файл:Bpmn-el-end.png|мини|альт=Узел Окончание|Узел Окончание]] | |||
'''События конечные (завершающие)''' | '''События конечные (завершающие)''' | ||
*Окончание | [[Файл:Bpmn-el-endt.png|мини|альт=Узлы Завершение потока с событием и без|Узлы Завершение потока с событием и без]] | ||
*Окончание | |||
*Завершение потока | *Завершение потока | ||
Версия 15:57, 16 мая 2023
Базовые элементы BPMN нотации
На схеме бизнес-процесса узлы процесса можно изображать по-разному. Способ изображения узлов и переходов важен, потому что от этого зависит легкость (или сложность) понимания бизнес-процесса людьми.
Согласованные наборы графических элементов, из которых строятся схемы бизнес-процессов, называются графическими нотациями изображения бизнес-процессов.
Нотация BPMN – имеет универсальные элементы. Элементы BPMN-нотации определяются парой графических объектов – формой элемента и изображенной внутри нее иконкой. Например, форма для всех маршрутных узлов BPMN одинакова, а поведение определяется иконкой: «крестик» соответствует выбору одного из нескольких направлений, а «плюсик» - разделению точки управления на несколько одновременно перемещающихся точек. Это позволяет использовать различные комбинации форм и иконок вместо того, чтобы вводить новые графические элементы и таким образом можно уменьшить общее число используемых в нотации объектов, сохраняя выразительность и функциональность нотации.
События
Стартовые узлы
*без события (может быть только 1 в процессе)
- старт по событию
- таймеру
- сигналу
- сообщению
- отмене
- ошибке
События промежуточные
- таймер
- сигнал
- сообщение
- отмена
- ошибка
События конечные (завершающие)
- Окончание
- Завершение потока
Узлы действия
(Рис.2)
Задачи сценарии
(Рис.2)
Шлюзы
- Ветвление - исключающий шлюз / эксклюзивный шлюз (Рис.3 - Выполнение процесса пойдёт только по одной ветви. Перечеркиванием указан путь по умолчанию, если он выбран)
- Разделение и слияние - параллельный шлюз / неэксклюзивный шлюз (Рис.4 Выполнение процесса пойдёт параллельно по всем ветвям и процесс сможет продолжится только когда все ветви придут в слияние)
Роли
Для исполнения бизнес-процессов каждому узлу действия должна быть назначена роль (Рис.5 - Роль1 у стартового узла и Действия1).
Роль, указанная на стартовом узле может быть без инициализатора (Рис.5 - Роль1). В таком случае на неё будет назначен исполнитель, запустивший процесс.
Роли могут быть инициализированы конкретным исполнителем или группой (Рис.5 - Роль2, Роль3), встроенным или созданным бинарным отношением (Рис.5 - Роль4, Роль5).
На роли также могут назначаться автоматические исполнители - боты.